Проект послания Главы Республики Марий Эл

Проект послания Главы Республики Марий Эл

​Проект
 
Послание Главы Республики Марий Эл Л.И. Маркелова
депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл
и членам Правительства Республики Марий Эл «Инвестиционный
климат и инвестиционная политика Республики Марий Эл»
на 2017 год
 
 
 
    Послание «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Республики Марий Эл» на очередной год формируется в непростых условиях.
    Негативные изменения, которые мы получили вследствие замедления темпов развития мировой экономики, активной частью которой является и Россия, последствия введения международных ограничений против России, безусловно, негативно сказываются ина социально-экономическом развитии Республики Марий Эл.
    Сдержанный рост заработных плат и снижение реальных располагаемых доходов населения ведет за собой «сжатие» потребительского спроса. Как следствие сокращаются объемы промышленного производства, строительства, торговли и оказания услуг населению, а также развитие других базовых видов экономической деятельности. В ситуации неопределенности многие компании пересматривают свои планы на инвестиции, планы выхода на рынки с новыми видами продукции или услуг.
    Сдерживающими факторами развития бизнеса в республике являются недостаточный уровень развития инфраструктуры, недостаточно активное информационное продвижение инвестиционных возможностей Республики Марий Эл на ее пределами и за рубежом. Проблемными вопросами также являются недостаточное финансирование поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности и необходимость создания территорий опережающего развития.
       Вместе с тем наблюдается адаптация предприятий и экономики региона в целом к указанным условиям.
     Наиболее быстро адаптирующимся к изменениям является малый и средний бизнес республики, в котором сегодня занято порядка 55,1 тыс. человек. Удельный вес налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налогов и сборов консолидированного республиканского бюджета по итогам 2015 года составил 9,2% и продолжает увеличиваться.
    Исходя из указанных проблем, обуславливается необходимость реализации в ближайшей перспективе целого комплекса задач и мер государственной политики, направленных на поддержку и развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также сокращение административных барьеров, улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона.
    Уже сегодня Правительством Республики Марий Эл предпринимаются значительные усилия для привлечения инвестиций, создания условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства и развития инфраструктуры:
   внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, предусматривающий создание
на региональном уровне ключевых инструментов и механизмов содействия в развитии инвестиционной и предпринимательской деятельности;
     реализуется «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, отражающего оценку восприятия предпринимательским сообществом тех усилий, которые предпринимают органы власти всех уровней по улучшению состояния инвестиционного и предпринимательского климата в регионе.
    Ключевые задачи Национального рейтинга также - выявить лучшие практики привлечения инвестиций в регионы, мотивировать региональные органы власти к повышению качества деловой среды и оценить условия ведения бизнеса в регионах;
    на уровне муниципальных образований республики осуществляется внедрение успешных практик, направленных
на развитие малого и среднего предпринимательства и снятие административных барьеров. К данному процессу, начиная с 2016 года, подключились все муниципальные образования республики;
    продолжается совершенствование нормативной правой базы Республики Марий Эл в сфере защиты прав и поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности;
   субъектам инвестиционной деятельности предоставляются налоговые льготы, субсидии и преференции, оказывается организационная и методологическая поддержка в процессе осуществления деятельности на территории республики;
     создана и осуществляет деятельность специализированная организация по работе с инвесторами - Агентство инвестиционного развития Республики Марий Эл, в том числе осуществляющая поддержку инвесторов по принципу «одного окна»;
    проводится оценка регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов республики в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности, защиты прав и интересов инвесторов;
   создана эффективная площадка для коммуникации органов исполнительной власти и бизнес-сообщества республики с целью решения возникающих вопросов, а также создана эффективная система каналов «прямой» и «обратной» связи руководства и представителей бизнес-сообщества республики, также предоставляющая возможность оперативного реагирования и по возникающим в процессе осуществления предпринимательской деятельности вопросам.
    Также реализуется и ряд других мероприятий в данном направлении.
    В рамках Петербургского экономического форума 17 июня 2016 г. представлены итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации текущего года. Республика Марий Эл среди субъектов Российской Федерации в интегральном рейтинге 2016 года занимает 31-е место (в 2015 году занимала 29-е место). Таким образом, место республики в интегральном показателе Национального рейтинга практически не изменилось, что характеризует достаточную эффективность принятых и принимаемых на региональном уровне мер по активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности.
   В целом по Российской Федерации экспертами и бизнес-сообществом отмечено, что бизнес стал более требовательным к работе органов исполнительной власти всех уровней, зачастую оспаривая результаты проверок и указывая на недостатки в их работе. Экспертами и бизнес-сообществом также отмечено в целом сокращение коррупции и увеличение нетерпимости к коррупционным проявлениям.
    В процессе усиления конкуренции между регионами за инвестиции и ограниченности бюджетных расходов необходимо сформировать и реализовать именно значимый и эффективный для бизнеса пакет мер, способных существенным образом влиять на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
   Для решения указанных задач, повышения уровня и качества принятия управленческих решений в республике внедряется система управления проектами (проектного управления).
  Внедрение системы управления проектами направлено на решение задач формирования единого набора эффективных инструментов проектного управления, поддерживающих реализацию задач по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата и внедрения задач, требующих проектного подхода. Ожидаемыми результатами внедрения в республике системы управления проектами должно стать повышение эффективности управления в целом, направленной на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, а также управления инвестиционными проектами в ходе их планирования и реализации на территории Республики Марий Эл.
    В связи с внедрением системы управления проектами планируется формирование региональных управленческих команд и проектных офисов.
Таким образом главная цель внедрения в республике проектного управления - переход от управления по поручениям к управлениюпо целям в рамках программно-целевого метода.
    Другим направлением работы Правительства Республики Марий Эл должно стать совершенствование контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне, которое является логическим продолжением и дополнением реализации федеральных инициативв данной сфере.
       Необходимо на региональном уровне существенно сократить количество надзорных мероприятий - плановых и внеплановых. А там где это возможно и оптимизировать проведение таких мероприятий. Все это, безусловно, положительно скажется на эффективности работы бизнеса, не будет отвлекать ресурсы на подготовку большого количества отчетов контролирующим органам.
    После принятия нового закона о государственном и муниципальном контроле (надзоре) работа в данном направлении также будет продолжена и на региональном уровне.
    В условиях бюджетных ограничений эффективным механизмом привлечения внебюджетных инвестиций в создание и развитие инфраструктуры, а также для решения ряда социальных задач является государственно-частное партнерство (ГЧП).
    В связи с принятием Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в республике в настоящее время принят ряд нормативных правовых актов, определяющих полномочия и функции органов исполнительной власти Республики Марий Эл при реализации в республике проектов ГЧП. Утвержден порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл между собой и с юридическими лицами в процессе планирования или реализации в республике проектов на условиях ГЧП.
   Таким образом в настоящее время в республике созданы все условия для привлечения потенциальных инвесторов с целью реализации проектов на условиях ГЧП или в рамках концессионных соглашений.
     Предлагается активизировать деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл в указанном направлении. Реализация проектов на условиях ГЧП или в рамках концессионных соглашений будет способствовать снижению бюджетной нагрузки в процессе создания, реконструкции или эксплуатации объектов и привлечению в экономику региона внебюджетных инвестиций.
    Одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Марий Эл останется поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
    Оказываемая в рамках региональных и муниципальных программ государственная поддержка уде сегодня способствует динамичному развитию в республике предпринимательства. В перспективе необходимо увеличивать объемы и расширять направления такой поддержки бизнеса.
    Значимая роль в процессе поддержки и развития бизнеса отводится региональным институтам поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности - Торгово-промышленной палате Республики Марий Эл, Бизнес-инкубатору Республики Марий Эл, Фонду поддержки предпринимательства Республики Марий Эл и Агентству инвестиционного развития Республики Марий Эл, деятельность которых планируется активизировать и расширять.
      В перспективе каждый предприниматель должен иметь доступк услугам указанных организаций.
      С целью информационной поддержки, установления эффективного диалога между властью и бизнесом с целью выявления существующих проблем, препятствующих процедурам начала и ведения бизнеса, а также определения путей их решения, начиная с текущего года, на постоянной основе планируется организовать выездные консультации для представителей бизнес-сообщества в муниципальных образованиях республики, в которых будут принимать участие представители органов исполнительной власти республики совместно с территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти.
     Предполагается, что администрациями муниципальных образований Республики Марий Эл должно быть оказано содействие в предоставлении мест проведения указанных мероприятий, а такжев приглашении для участия заинтересованных представителей бизнес-сообщества республики.
    Также будет продолжена планомерная работа региональных и территориальных органов власти, а также организаций по реализации мероприятий «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
     Значительное количество мероприятий «дорожной карты» направлено на совершенствование и оптимизацию процедур государственного кадастрового учета недвижимости, регулирования градостроительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в сфере строительства, технологического присоединения к сетям, налогового администрирования и др. Активная работа в данном направлении также будет продолжена и в 2017 году.
  Таким образом определены следующие приоритетные направления улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в регионе, которые будут обуславливать усилия органов исполнительной власти Республики Марий Эл в данном направлении:
       развитие инструментов, институтов и механизмов для формирования благоприятного инвестиционного климата;
       совершенствование государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации правна недвижимое имущество и сделок с ним;
       регулирование градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
     совершенствование технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергиик электрическим сетям;
           совершенствование технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
            оптимизация контрольно-надзорной деятельности с целью повышения эффективности ее осуществления;
            стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
   В заключение необходимо отметить, что достижение положительной динамики в приросте инвестиций, формировании положительного инвестиционного имиджа региона, развитии малого и среднего предпринимательства возможно только совместными усилиями органов исполнительной власти всех уровней при установлении открытого диалога бизнеса и власти и создании максимально комфортных условий для начала и ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Марий Эл.
Деятельность Правительства Республики Марий Эл в данном направлении будет продолжена и в дальнейшем.
 
 
____________
 
Вернуться к новостям